ADVICEMMON #2. «Бегство от свободы»

— Слушай, а посоветуй, пожалуйста, книгу по психологии.
— Начни с «Бегства от свободы» Эриха Фромма!

И вот я стою в библиотеке, в руках у меня небольшая книженция, которая, как я надеялась, приоткроет для меня дверь в пока неведомую, но уже желанную сферу — психологию.

Так я думала недолго. Потому что в итоге мое первое знакомство с психологией вышло неудачным: прочтя чуть больше одной главы я поняла, что банально больше не хочу открывать эту книгу и возвращаться к господину Фромму. По крайней мере, сейчас.

Тема книги очень интересна, и я не вру. Почему человек добровольно отказывался в двадцатом веке от личной свободы, которой так яро добивался всю историю своего существования? Свободы, во имя которой миллионы людей пали жертвами упорной борьбы?! К сожалению, до ответа на этот вопрос я так и не дошла.

В той части книги, которую я осилила, много раз упоминалась одна интересная стадия развития личности: оказывается, индивид не сразу осознает себя как, собственно говоря, индивида. Человек в начале своей жизни не воспринимает окружающий мир, других людей, а тем более свою мать как нечто внешнее и отдельное от него самого. Это осознание приходит к человеку куда позже.

«Способность мыслить позволяет человеку — и заставляет его — осознать себя как индивидуальное существо, отдельное от природы и от остальных людей.»

Закончила я читать произведение Фромма на главе о Средневековье. Возможно, большую роль в моем решении расстаться с книгой сыграло то, что я заранее досконально знаю, о чем можно написать, говоря о Средних Веках: уж слишком много раз мы заново, и заново изучали этот период за последние 2 года в университете. А, возможно, мне просто-напросто показался слишком скучным язык книги.

Кроме всего прочего, от мистера Фромма я успела узнать пару интересных фактов из биографии Мартина Лютера. Ну, и еще пара подобных цитат, с которыми я искренне согласна:

«Первая потребность человека, будь то прокажённый или каторжник, отверженный или недужный, — обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, всё своё могущество, весь пыл души.»

«Точно так же мазохистская зависимость одного человека от другого часто маскируется в сознании как ЛЮБОВЬ.»

На этом, пожалуй, и все.

Да, я осознаю, что, наверное, пропустила и хорошие, сильные стороны «Бегства от свободы». В книге есть интересные, правильные идеи! Но в один день я поняла, что больше не хочу возвращаться в сомнительный мирок, созданный Эрихом Фроммом. Мне там некомфортно, очень. Так зачем же я должна снова отправляться туда?

— «Бегство от свободы».. А у Вас что, есть такая проблема? (с) Дедушка, сидевший рядом со мной в автобусе.