MOVIEMMON #7. The Promise

ThePromise27 апреля 2017 года в прокат в Армении и России вышел фильм «Обещание» (The Promise), который сразу же стал очень важным событием для армянского общества.

Фильм, бюджетом в 100 млн. долларов, как заявляется, посвящен теме Геноцида армян, который имел место в Османской Турции в начале 20 века.

Я посмотрела «Обещание» в день премьеры, да еще и на армянском, и получилось совсем патриотично. Но мне фильм не понравился. Поясню, в чем дело.

Начав спорить с одним знакомым, который остался в восторге от кино, я примерно поняла, в чем загвоздка: Ваше впечатление от «Обещания» будет напрямую зависеть от того, как Вы этот фильм изначально воспринимаете.

Я шла на фильм о Геноциде. Мой знакомый шел на фильм о лирических событиях, протекающих на ФОНЕ Геноцида. Вот и все.

kinopoisk.ru

Дело в том, что центральная тема картины — это история трех молодых людей: Микаэла (Оскар Айзек), Аны (Шарлотта Ле Бон) и Криса (Кристиан Бейл). В отношения преподавательницы танцев армянского происхождения Аны и американского журналиста Криса вторгается волею судьбы Микаэл — армянин, приехавший в Стамбул для изучения медицины. Именно там их и застают события Геноцида армян.

Тема Геноцида является просто контекстом, который заставляет сюжет как-то развиваться. Хотя к концу просмотра у меня сложилось впечатление, будто все это развитие состояло лишь в постоянной беготне Микаэла из одного места в другое.

Некоторые темы, которые могли стать очень не банальными сторонами Геноцида и которые могли вызвать сильные эмоции у зрителя, на мой взгляд, были проработаны не в полную силу. Лишь едва была затронута история Комитаса. Да, армяне из Армении, знающие, как описываемые события повлияли на композитора, заметят эти короткие напоминания о судьбе Комитаса. Но, по сути, иностранец может даже не обратить внимания на подобное.

1493288151История турка-однокурсника Микаэла, наверное, слишком надолго перемежалась другими сюжетными линиями, отчего ее тоже было сложно прочувствовать. Ее можно было понять, осознать, но не прочувствовать.

Может быть, такой вердикт я могу вынести фильму «Обещание» в целом. Я его поняла, но я его не прочувствовала.

Все бы ничего, но этот фильм позиционировался, как первый снятый на Западе фильм о Геноциде армян в Османской Империи. А в итоге зрители 2 часа наблюдают очередную историю любви, просто на этот раз она имеет под собой историческую и национальную подоплеку.

Только лишь критиковать фильм было бы несправедливо. Меня очень впечатлило то, насколько сильно было показано отчаяние Микаэла, нашедшего своих родных убитыми. Это не крики и слезы. Это нечто гораздо большее, от чего становится не по себе.

the-promise-55Нельзя не отметить и качество визуальной составляющей фильма. Именно «красивая картинка», к которой не возникает вопросов, и дает возможность более глубоко исследовать остальные стороны киноленты.

Я не могу совсем опустить также важность «Обещания»: даже простое упоминание о Геноциде, до сих пор не признанном многими странами, помогает заинтересовывать мировую общественность в событиях начала 20 века. А тут, в каждой заметке о фильме во всех СМИ несколько строк обязательно были посвящены разъяснению исторического контекста фильма.

Но, в конце концов, у меня возникает вопрос: а действительно ли проблема Геноцида сама по себе уже настолько хорошо раскрыта в кинематографе, чтобы переходить к таким узким темам и сводить всю суть фильма лишь к довольно предсказуемой истории любви? На мой взгляд, нет.